Изменения в ФЗ «О персональных данных», 152-ФЗ

Веб-студия «AlparySoft R&D» спешит донести до Вашего сведения изменения, касающиеся работы с персональными данными пользователей сайтов. Своевременное информирование и применение на практике законодательных изменений позволит избежать лишней головной боли и возможных проблем со стороны контролирующего органа и подарит пользователям Вашего сайта ощущение заботы и защищенности.

Итак, что же нового произошло в области обращения с персональными данными?

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к ст. 13.11 «Нарушение законодательства РФ в области персональных данных» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Что было раньше:

  1. отсутствие детализации нарушений, уплата единовременного штрафа; 
  2. сумма максимального штрафа составляла 500 руб. - для физических лиц и 10 тыс. руб.- для юридических; 
  3. составление протоколов силами прокуратуры.

Как стало теперь:

  1. уплата штрафа за каждое нарушение в отдельности; 
  2. увеличен максимальный совокупный штраф: для физических лиц - 15,5 тыс. руб., для юридических - 290 тыс. руб.; 
  3. составление протоколов силами Роскомнадзора.

Какие могут быть последствия?

Если Ваш сайт каким-либо образом собирает информацию о персональных данных посетителей (процедура регистрации для входа в личный кабинет, оформление заявки на звонок и др.), Вы рискуете на собственном примере испытать действие новых поправок и проверить сумму выписываемых штрафов.

Варианты решения:

1. Проанализировать свою принадлежность к операторам персональных данных, т.е. к людям и организациям, которые организуют и(или) обрабатывают персональные данные, а также определяют цели и состав данных для обработки, операции, совершаемые данными.Вы можете причислить себя к операторам персональных данных, если:

  • на Вашем сайте пользователь может оставить адрес электронной почты или телефонный номер для получения новостных рассылок или уведомлений;
  • возможность комментирования доступна только после регистрации;
  • на сайте имеется форма для обратной связи или поля для заполнения заявки на обратный звонок;
  • вы работаете с таким типом информации, которая позволяет тем или иным образом идентифицировать личность пользователя.

Кроме того, к персональным данным относится информация о местоположении пользователя, его cookie и IP-адрес.

2. Понять и решить, какие персональные данные будут основополагающими, а без каких можно обойтись. Избыточная информация (данные паспорта, домашний адрес и т.д.) может вызвать лишние вопросы Роскомнадзора и привести к неблагоприятным последствиям.

3. Сформулировать и опубликовать на сайте правила, которыми руководствуетесь при обработке персональных данных - «Политика конфиденциальности».

Базовые моменты «Политики конфиденциальности»:

  1. указать вид и назначение собираемой информации. Кроме того, нужно указать, какая информация аккумулируется в ходе работы с сайтом (например, IP-адрес, дата и время URL-перехода, cookie и т. д.);
  2. пояснить, как пользователь сможет управлять своими персональными данными;
  3. указать, каким способом обеспечивается защита персональных данных от несанкционированного доступа третьих лиц;
  4. проинформировать о порядке передачи персональных данных третьим лицам. Также должны быть обозначены случаи, предусмотренные законодательством;
  5. предусмотреть процесс информирования клиентов в случае внесения изменений в «Политику конфиденциальности»;
  6. проинформировать о возможности и порядке размещения личных изображений пользователей;
  7. если организация является юридическим лицом, необходимо разработать и выпустить приказ о назначении ответственного за обработку сотрудника и составить регламент;
  8. расположить под каждой формой ввода личных данных текст: «Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с «Политикой безопасности» (гиперссылка на данный документ)», рядом с которым нужно установить поле для отображения согласия;
  9. уведомить Роскомнадзор о том, что ваша организация обрабатывает персональные данные.

Вопрос- Ответ

Вопрос: Я не занимаюсь обработкой каких-то данных, я только собираю адреса для рассылки. Должен ли я следовать обновленным правилам?

Ответ: Да, сбор данных - это один из этапов обработки.

В: Я использую зарубежный хостинг, как мне избежать наказания за нарушение закона о персональных данных? 

О: Вы обязаны сначала разместить данные в базе, которая физически располагается в России. После этого допустима обработка на иностранных хостингах.

В: Если я веду блог на blogspot или другой платформе, на меня распространяются нововведения? 

О: Если Вы не размещаете в общем доступе чужие персональные данные, можете спокойно продолжать свою деятельность.

Порядок действий в соответствии с изменениями от 01 июля 2017 года

  • Для физического лица или ИП:
  1. разработать и опубликовать на сайте «Политику конфиденциальности»;
  2. во всех формах, подразумевающих сбор персональных данных, указать ссылку на «Политику конфиденциальности» и согласие на обработку данных;
  3. проинформировать Роскомнадзор о своей принадлежности к операторам персональных данных.
  • Для юридического лица:
  1. разработать и опубликовать на сайте актуальную «Политику конфиденциальности» Вашей организации;
  2. во всех формах, подразумевающих сбор персональных данных, указать ссылку на «Политику конфиденциальности» и согласие на обработку данных;
  3. выпустить приказ о назначении ответственного за обработку персональных сотрудника;
  4. известить Роскомнадзор о том, что вы являетесь оператором персональных данных.

Следуя этим правилам, Вы проявите уважение к посетителям Вашего сайта и обезопасите себя от лишних подозрений Роскомнадзора, которые могут привести к внушающим штрафам. Не забывайте информировать посетителей Вашего сайта о действующей "Политике безопасности", которой придерживается Ваша организация.