Выбор платформы интернет-магазина

“Если вашего бизнеса нет в Интернете -
значить вас нет в бизнесе.” Билл Гейтс

У вас уже есть действующий офлайн бизнес. Возможно даже вы уже опробовали продажи через интернет-площадки, социальные сети, совместные покупки. Настало время расширять аудиторию покупателей и открывать полноценный интернет-магазин.

Как же выбрать платформу (“движок”) интернет-магазина? Конечно, все может сильно отличаться от случая к случаю и общего сценария выбора нет. Однако, платформа - всего лишь инструмент и первое, на что нужно обратить внимание при выборе инструмента - его функции. Вместо такого сценария выбора, я дам 10 общих советов, которые могут серьезно сократить бюджет вашего проекта в длительной перспективе.

  1. Не нужно создавать ИМ с нуля. На рынке давно существуют отточенные годами решения для этих целей. Существуют даже сервисы, где может открыть ИМ любой желающий без специальной подготовки. Но у вас будет довольно ограниченные возможности по изменению функционала и дизайна вашего магазина.
  2. Никаких самописных или внутри-студийных разработок. Качество ее будет сомнительно, а поддержка только со стороны разработчика. Как результат вы возможно расстанетесь с разработчиками, а новые не захотят работать с непонятным “монстром”.
  3. Только специализированный “движок”. Часто можно встретить монстров вроде “движок для блога” + “модуль магазина”. В отдельных случаях это может быть решением, но для 80% интернет-магазинов такой подход не верный. Разработчики специализированных движков уже затратили годы на создание своего продукта и постоянно его совершенствуют. А с “монстром” вам придется долго возиться, чтобы довести ее до ума. В конце концов, можно забить гвоздь гаечным ключом, но сделать это молотком значительно легче. Выбирайте инструменты согласно задаче.
  4. Большое сообщество разработчиков. Электронная коммерция постоянно набирает обороты во всем мире и каждый год появляются все новые решения для этих целей. Нужно обратить внимание на то, как давно разрабатывается движок и как велико сообщество разработчиков. Вы наверняка со временем захотите что-то переделать или добавить, если сообщество разработчиков достаточно большое, то вы сможете сделать это по адекватной рыночной цене. А кроме этого, в случае проблем с одними разработчиками, вам не составит особого труда найти других.
  5. Адаптированность под мобильные устройства. В настоящее время быстрее всего растет именно мобильный сегмент интернет-продаж. Если сайт не будет адаптирован под мобильные устройства, то вы можете потерять значительную часть потенциальных клиентов. В современных движках для интернет магазинов эта задача решается либо адаптивной версткой, либо отдельной мобильной версией сайта.
  6. Скорость загрузки страниц. Этот фактор влияет не только на нервы посетителей, но и на поисковую выдачу. Поставьте несколько движков на один средненький сервер, загрузите товары и протестируйте. Время загрузки больше 3-х секунд - сигнал откинуть такой вариант движка. В идеале 1-2 секунды и меньше.
  7. Наличие demo / trial версии движка. Можно долго читать документацию и смотреть отзывы на форумах, но понять действительно ли вам подходит данный движок вы сможете только поработав с ним хотя бы месяц. Пробные версии с ограничением функционала или по времени использования позволят сделать это бесплатно.
  8. Оптимизация под большое количество товаров. Сразу вам это может и не понадобиться, но если сегодня у вас сотни товаров, через год их число может достичь тысяч, а через три - десятков тысяч. Просто загрузите в вашу тестовую установку несколько десятков тысяч товаров и последите за скоростью загрузки страниц и нагрузкой на сервер. Вам могут пригодиться специальные сервисы, которые могут с имитировать наплыв посетителей.
  9. Модульная архитектура движка. Каждая функция интернет магазина неизбежно нагружает сервер в большей или меньшей степени. Техническая реализация магазина должна позволять полностью отключить неиспользуемые функции для повышения общей производительности системы. Кроме этого, разработчики смогут создавать для вас изменения/дополнения в виде отдельных модулей, которые вы сможете в дальнейшем с легкостью использовать и в других ваших проектах.
  10. Встроенные российские сервисы. Должно быть доступно подключение к российским сервисам оплаты и доставки из коробки. Иначе для подключения любого из них придется тратиться на программистов или приобретать модуль.

Сам по себе сайт интернет-магазина - это лишь фундамент для построения интернет-канала сбыта. Выбирать каким будет фундамент нужно согласно планируемому зданию. Нет смысла тратиться на супер-навороченный интернет-магазин собственной разработки с авторским дизайном от известной студии, если хотите заниматься им “когда есть время и на выходных”. Ровно как и затею построить сверхдоходный бизнес на продажах во Вконтакте ждет неминуемый крах. Ставьте понятные цели и принимайте решения по выбору движка с учетом перспективы в несколько лет.

Не стоит полагать, что после создания интернет-магазина останется только принимать и упаковывать заказы. Интернет-магазин - это не только каталог с товарами и возможностью заказать на сайте. Это большая работа бэкофиса: обработка заказов, упаковка и отправка, работа с отказами/жалобами, маркетинг, продвижение, реклама, работа с поставщиками, анализ воронки конверсии, работа с аудиторией, контент-маркетинг… Чем больше заказов становится, тем больше работы ложиться на бэкофис. Важно чтобы работы, которые начинают занимать значительную часть времени, могли быть своевременно автоматизированы.

Дмитрий Быков